Европейская премьера Volvo FH/FM

Предстоящее в скором будущем введение норм Euro 4 и Euro 5 компания Volvo Trucks встречает презентацией новой гаммы соответствующих этим требованиям грузовиков.

Volvo FHКраткие путевые впечатления от поездки на родину Volvo, которыми принято делиться в начале повествования, следующие. Международный аэропорт Амстердама, где королевская авиакомпания осуществляет "перевалку" своих пассажиров, — это сущий бедлам в исходном значении этого слова. Зато в самом Гетеборге в городском парке бегают зайцы, а ежевика в конце августа — размером с добрую редиску, чистота на улицах режет глаз и провоцирует приезжего украинца привнести в этот образ что-то наше, человеческое. Борьба с курением достигла такого размаха, что отравление собственного организма порцией никотина требует значительных ухищрений. Превышение скорости на 10 км/час стоит 80 евро, а размеры порций в ресторанах явно не соответствуют цене. Русский язык еще не присутствует в меню, но уже вошел в обиход: если послать — пойдут. Добро пожаловать!
       Организация премьеры для прессы была просто превосходной. Отлично спланированная и насыщенная программа, где почти не оставалось места для подвига. Два дня пребывания были спрессованы в цикл семинаров по отдельным системам новых автомобилей, тест-драйвы на испытательном полигоне, посещение музея Volvo и сборочного производства грузовиков. Для человека, никогда не водившего грузовик, ощутить, что управление 60-тонным автопоездом принципиально ничем не отличается от автомата в собственном автомобиле — это открытие. На тест были представлены два десятка тягачей различной комплектации с загруженными прицепами от 20 до 60 т и пять-шесть представителей construction — самосвалы и грузовики. Вождение последних происходило на грунтовой лесной дороге, изобиловавшей крутыми подъемами и спусками, в условиях, приближенных к "боевым".

Отступление от темы

Volvo
Volvo
Volvo

По моим наблюдениям, основными движущими силами развития европейской грузовой техники продолжают оставаться два "э" — экология и эффективность. Причем с первой разобраться куда сложнее. То ли законодатель вынуждает производителя ухищряться со снижением выбросов до величин, уже мало отличающих один стандарт от другого, то ли производитель подталкивает законодателя к ужесточению требований для обеспечения гарантированного навязанного спроса в ближайшем обозримом будущем. Впрочем, законодатель — он не безличная особа, и ему (им) нужно своевременно сообщить своему электорату о проделанной работе. Вот и морковка — уже с осени следующего года будут введены льготы на проезд "суперчистых" грузовиков по автобанам Германии.
       Как показывает опыт, человеческие усилия, направленные на защиту экологии, приводят зачастую к переносу мест загрязнения. Стиральные порошки, очищающие нашу одежду, изрядно загрязняют стоки, не говоря уже о местах их производства. Снижение выбросов в атмосферу отработавших газов приводит к увеличению выбросов в местах производства реагентов. Энергосберегающие технологии для своей реализации требуют куда больше затрат энергии в местах производства соответствующих компонентов. Но все это не имеет прямого отношения к конкретному производителю грузовиков, а есть свойство нашей цивилизации с ее нынешним пониманием эколо гических и энергетических проблем.

Концентрация эффек тивности

Бизнес перевозчиков напрямую зависит от эффективности техники, т.е. того, что специалисты Volvo определяют как total performance. В свою очередь эта интегральная характеристика включает три основных составляющих — truck performance, driver performance и business performance: потребительские свойства машины, удобство для водителя и качество эксплуатации. В каждой из перечисленных категорий компания Volvo Trucks продемонстрировала существенное продвижение вперед.
       Прежде всего компания показала миру новый 13-литровый двигатель D13A мощностью 400, 440, 480 и 520 л.с. и крутящим моментом 2000, 2200, 2400 и 2500 Нм соответственно. Этот двигатель легче, мощнее и экономичнее своего предшественника D12D. Новый мотор представляет новую платформу единых технических решений, воплощенных также в 9- и 16-литровых двигателях. В данном случае речь идет о 6-цилиндровом турбодизеле с интеркулером, оснащенном электронной системой управления инжекторным впрыском по 4-клапанной технологии. У двигателя возрос крутящий момент примерно на 200 Нм, мощность на 20 л.с. по сравнению с предшественником D12D. Благодаря этому автомобиль прибавил в наборе скорости. В новом двигателе компания Volvo Trucks впервые применила систему рециркуляции CCV (closed crankcase ventilation) — очистку газов, отводимых из-под головки блока цилиндров и проходящих через центрифугу и масляный сепаратор. Воплощенные в двигателе технические решения позволили удлинить интервал до замены масла в нем до 100 тыс. км пробега или примерно до одного раза в год.
       Кроме того, был представлен новый 9-литровый двигатель D9B мощностью 300, 340 и 380 л.с. и крутящим моментом 1500, 1600 и 1700 Нм соответственно. Улучшенная система охлаждения (в т.ч. охлаждение поршней в обеих моделях двигателей), пониженный шум, меньший вес и высокая надежность — вот основные характеристики новой модели. Интервал замены масла в двигателе также увеличен до 80 тыс. км пробега.
       Следует отметить, что оба мотора обладают улучшенной характеристикой по максимальному крутящему моменту, расширенной по шкале скорости по сравнению с предшественниками. Оба же двигателя в базовом варианте соответствуют требованиям Euro 3.

diagrama Volvo D13A
Volvo D13A

Доливаем AdBlue

       Система нейтрализации выхлопных газов SCR (selective catalytic reduction) становится "генеральной линией партии", поддержанной большинством европейских производителей грузовиков. Специальная топливная добавка AdBlue, представляющая собой раствор мочевины, впрыскивается в выхлопной тракт, и обогащенные аммиаком выхлопные газы поступают в нейтрализатор. Там же окислы азота NO и NO2, содержание которых нормируют Euro 4 и Euro 5, превращаются в безвредные азот и воду. Вот такая технология, с применением которой оба двигателя соответствуют требованиям стандартов Euro 4 и Euro 5, вступающих в действие в 2006 и 2009 гг. соответственно. Причем одним выстрелом "убиваются" оба стандарта — увеличил расход "голубой добавки", и вместо Euro 4 уже можно соответствовать Euro 5.
       Оставим за скобками вопросы экологического контроля, дорожной полиции, наличия мочевины в баке (отдельные баки емкостью 30—120 л) и пр. Отсутствие жидкости не мешает грузовику работать в режиме Euro 3, а законодатели европейских стран предложат тем временем внести запись в цифровой тахограф или установить красную лампочку на крыше кабины, чтобы издалека видеть "зеленый" грузовик, который "х имичит". Мало ли что... Для защиты "от дурака" заправочные емкости AdBlue снабжены специальной горловиной, в которую не пройдет наконечник топливного пистолета, а наконечник заправочного пистолета AdBlue снабжен специальным клапаном, который не откроется, если его вставить в топливный бак.
       Таким образом, украинский потребитель имеет возможность выбора: базовая версия нового автомобиля позволяет работать в режиме Euro 3, а при установке дополнительного бака для AdBlue — в режиме Euro 4 или Euro 5.
       В обычном состоянии AdBlue имеет температуру замерзания -11,5о С, поэтому компания Volvo располагает бак с добавкой рядом с топливным, имеющим подогрев. Тем самым обеспечивается незамерзание до -25о С. В качестве опции предлагается система подогрева для температур до -40о С.
       Учитывая, что топливная инфраструктура требует времени на перестройку, Volvo Trucks обеспечит своих клиентов через собственную сеть дистрибюторов системами заправки и хранения AdBlue.
       И еще одно уточнение. Потребители, которые по каким-либо соображениям не хотят связываться с мочевиной, могут получить соответствие требованиям Euro 4 на 12-литровом двигателе, оснащенном технологией рециркуляции выхлопных газов — EGR.

Интеллектуальная коробка-автомат

Второе поколение интеллектуальных 12-скоростных коробок передач I-Shift способно передавать крутящий момент до 2500 Нм. Оптимизированные алгоритмы управления коробкой, большее быстродействие в переключении, пониженные потери на трение — вот основные составляющие экономической эффективности, снижающей расход топлива и обеспечивающей больший комфорт водителю. При этом коробка сохраняет возможность работы в ручном режиме. Модификации коробки могут использоваться при комплектации автопоездов, рассчитанных на эксплуатацию при загрузке до 60 либо 130 т полной массы автопоезда. Новое поколение I-Shift — менее шумное, оно легче и меньше по размерам, чем предыдущая версия. В качестве опции трансмиссия может оснащаться ретардером для эксплуатации в сложных дорожных условиях, например, в горной местности. Новая трансмиссия позволяет также устанавливать дополнительные коробки отбора мощности для привода вспомогательного оборудования. Интервал смены масла в коробке увеличен до 400 тыс. км или примерно трех лет эксплуатации.
       Не исчезла со сцены и мощная коробка Powertronik. Тяжелую самосвальную технику продолжают оснащать этой системой, а модельный ряд этих коробок расширен с двух до трех (5- и 6-скоростные).
       Сочетание алгоритмов работы коробки и торможения двигателем дают потрясающий результат. На 20-градусном уклоне загруженные 60-тонный автопоезд и 40-тонный самосвал осторожно спускаются вниз, стоит только переключить подрулевой переключатель в режим соответствующего ограничения скорости. При первой пробной поездке нога страховочно "зависала" над педалью тормоза, но надавить так и не пришлось — машина самостоятельно справилась с заданием. Так же легко, как она вскарабкивалась на вершину, стоило только утопить педаль газа в пол до упора.

Комфорт — тоже эффективность

Volvo       Ряд приятных новшеств мы встречаем и на водительском сиденье. Будет просто общим местом сказать о том, что кабина Volvo удобна. Вне всякого со мнения. И тем не менее, есть улучшения. Применены новые отделочные материалы кабины, приятные на ощупь, снижающие шум. Комфортабельные сиденья оснащены боковой поддержкой и расширенным диапазоном регулировок. "Память" настроек водительского места — очень удобная функция для сменного экипажа автопоезда.
       Изменения затронули и приборную панель. Повышена четкость приборов на информационной панели, введен дополнительный дисплей с возможностью вывода диагностической информации, который поддерживает расширенный список возможных языков на дисплее (в т.ч. русский). Настройка информационной панели позволяет выводить на дисплей до трех диагностических параметров одновременно и настраиваться по выбору на любые три характеристики из списка в 12 параметров.
       Быт водителя улучшен благодаря применению эргономичных матрасов, доработанной системы освещения кабины (ночной свет, подсветка ящичков). Больше свободного места стало на центральной консоли, введены дополнительные зеркала бокового вида. В конструкцию кабины включены дополнительные элементы активной и пассивной безопасности.
       В конечном итоге, из этих "мелочей" и складывается эффективность работы водителя, которая входит составной частью в стоимость перевозки.

Каталог Vodila.UA