Пятое пришествие Scania

После достаточно подробного семинара, во время которого журналисты вдоволь налюбовались новинкой, нас пригласили на стартовую площадку. При выборе машины (а начать я решил с самой слабенькой) мне удалось частично "разложить услышанное по полочкам". Чтобы подытожить эффект от освеженного дизайна (внутреннего и наружного) и отточенной эргономики, о кабине следует сказать следующее.

Первые впечатления

Scania

1. Кабина не стала менее удобной при ежедневных контрольных осмотрах и обслуживании. Темно-серая решетка радиатора состоит из двух независимых друг от друга частей и обеспечивает свободный доступ к передним пневмоподушкам подвески кабины, звуковым сигналам, радиаторам и нескольким датчикам. Верхняя (большая) часть решетки поднимается вверх, нижняя — откидывается вниз, образуя удобную подножку, обеспечивающую доступ к щеткам стеклоочистителей и к лобовому стеклу (читай — протереть вручную).
       2. Количество ящичков, полок и запирающихся отсеков на новой R-серии достигло небывалого доселе числа, особенно на моделях с кабинами Topline (от пола до потолка — 2,2 м). При таком положении дел дальнобойщикам впору заводить объемистые гардеробы и запасаться полными комплектами бытовой техники — место найдется для всего! Только над лобовым стеклом запросто можно разместить кофеварку, микроволновку и телевизор.
       3. Что касается внутреннего оборудования, то цена, качество и объемы базовых комплектаций вполне удовлетворят и крошечную начинающую фирму-перевозчика, и компанию, владеющую гигантской флотилией автопоездов.
       4. Благодаря несколько улучшенной аэродинамике бампера и нижнего пояса кабины удалось снизить завихрения воздушных потоков вокруг передних колес и под двигателем. Это позволяет сократить на 1,5—2 % расход топлива.

Историческая справка №1

       Начиная с 1968 г. условное обозначение моделей Scania основывалось на объеме двигателя плюс номер серии поколения, например: 110, 111, 112, 113 и 114 для грузовиков с 11-литровым двигателем.
       В 80-х годах номера для 2-й и 3-й серий сопровождались буквой, которая означала прочность шасси — M, H или E. Часто можно было встретить, к примеру, условное обозначение 113М.
       В конце прошлого века на 4-й серии букву заменили наименованием класса шасси — L, D, C или G, которое обозначалось, к примеру, как 124L. Результаты опросов свидетельствуют о том, что люди часто были не до конца уверены в том, какое шасси скрывалось за подобным обозначением.

Если экстерьер кабины, на первый взгляд, изменился незначительно, разве что она посажена повыше на раме (на 70 мм), да светоблоки получили иную форму, то интерьер предлагает еще больше рафинированного комфорта и обоснованно претендует на солидность. Изящно изогнутое и выполненное из ударопоглощающих материалов торпедо, располагающее двумя вариантами длины и бессчетным количеством вариаций приборов и клавиш управления агрегатами, имеет только один спорный элемент: расположенный прямо посередине панели рычаг ручного тормоза. Не знаю, так ли уж часто им приходится пользоваться европейским дальнобойщикам, чтобы устанавливать достаточно массивную головку рычага в непосредственной близости к подрулевым переключател ям, но на месте конструкторов Scania я убрал бы его назад, например, влево от сиденья водителя…
Говоря о специальном или дополнительном оборудовании, стоит заметить, что самый капризный индивидуал отныне сможет заказать все необходимое прямо на заводе. Видели бы вы роскошные пневмоподвешенные сиденья с солидной обивкой под кожу и тисненым сканийским логотипом! В водительском кресле кроме стандартных настроек (вперед-назад и вверх-вниз + наклон спинки и подушки) имеются подлокотники, развитая боковая поддержка и поясничные пневмовалики. Хотя варианты с обивкой из велюра или полусинтетического твида по-своему тоже очень интересны. Пассажирское кресло тоже имеет несколько секретов: его спинка может быть превращена в обеденный столик, а подушка откидывается для более удобного перемещения по салону. А еще представленные для тестирования машины могли похвастать двумя вариантами многофункциональных рулей (на фото — самый незатейливый, который, кстати, можно заказать в кожаной оплетке). На их верхних спицах расположены клавиши управления мобилкой и магнитолой, а между нижними — кнопки 2-диапазонного круиз-контроля и бортового компьютера. Зато "навороченная" баранка мягче на ощупь, имеет рифленые утолщения в местах хватов и, может быть, поэтому кажется меньшей в диаметре.

Некоторые тонкости

       Совсем недавно на выставке коммерческой техники в Амстердаме Scania представила ряд новых разработок в области безопасности и эффективности автоперевозок. И вот спустя несколько месяцев ими были оснащены уже серийные машины. В частности, шведы презентовали систему спутниковой навигации нового поколения.
       По сравнению с ранее выпускаемым аналогом ее возможности значительно расширены. Помимо электронной карты и навигации, система позволяет поддерживать связь между грузовиком и офисом транспортной компании. Причем связь на основе стандарта SMS может быть как односторонней, так и двусторонней. В первом случае она позволяет контролировать место нахождения грузовика и сообщать водителю об изменении маршрута, а во втором исполнении транспортная компания на расстоянии может продиагностировать работоспособность всех систем трака и получить оперативные сообщения от драйвера. Кроме того, система спутниковой навигации позволяет проанализировать эксплуатационные показатели каждого грузовика по отношению ко всему парку. А раз так, то на основании полученной информации менеджер может сделать выводы относительно профессиональных качеств каждого конкретного водителя.
       Второй изюминкой новой R-серии стала смена статуса системы ESP: вслед за некоторыми другими западными производителями Scania решила перевести в стандартную комплектацию электронную систему стабилизации. Кстати, инженеры компании Scania — одни из первооткрывателей этого крайне полезного явления, возникшего как побочный эффект при усовершенствовании ABS.
       Оборудовать подобной системой трак можно было и раньше, правда, за отдельную плату. Однако перед тем, как переводить систему ESP в стандарт, шведы ее несколько модернизировали. Впрочем, обновленная система электронной стабилизации ничем не отличается от уже известных систем. Она основана на взаимодействии тормозной системы автопоезда с двигателем. При заносе задних колес автопоезда или камиона, а также при сносе передних ESP позволяет сбалансировать положение транспортного средства и препятствует его опрокидыванию (складыванию). Седельный тягач оборудован тремя датчиками, которые анализируют угол отклонения от курса, поперечное ускорение и угол поворота рулевого колеса. Микропроцессор обрабатывает эту информацию несколь ко раз в секунду и при выявлении малейших признаков неустойчивости ESP регулирует тормозное усилие на одном или нескольких колесах автопоезда.

Историческая справка №2

       Тормоза с ABS появились в 1984 г., а система Scania-диагноз (для выявления проблем с грузовиком на сервисной станции) — в 1985 г. EDC (электронный дизельный контроль) увидел свет на машинах этой шведской марки в 1988 г., Scania-ретардер — в 1993 г., электронное управление двигателем — в 1995 г., а EBS и дисковые тормоза — в 1996 г. Инжекторы впрыска впервые были применены в 1998 г., ровно за два года до появления V8 и новой системы управления двигателем. Scania HPI (система впрыска топлива под высоким давлением), полная система CAN-шина, узел надстройки и новый интерфейс для водителя появились в 2004 г.

       Еще одна новая система, которая также может оказаться в стандартной комплектации грузовиков Scania (пока она находится в числе опций), — видеокамера с инфракрасным излучением. Эта функция особенно актуальна в темное время суток, а также в условиях густого тумана. Камера передает изображение на монитор, значительно облегчая работу драйвера.
Некоторое недоумение у профессионалов, возможно, вызовет новая функция — "защита сцепления". Хотя, справедливости ради, отмечу, что начинающим водителям эта система, возможно, придется по душе. К сожалению, журналисты-буклетчики (не умеющие управлять автопоездами и катающиеся рядом с водителем) ее не оценили, а тем, кто неважно водит многотонные камионы, выделяющийся при каждой критической ситуации адреналин (а такие моменты возникают на каждом шагу) мешает вникнуть "в суть вопроса". Дело в том, что эта система R-серии (поставляемая в качестве опции) помогает сохранить от чрезмерного износа сцепление при старте. Если правильно нажимать на педаль, то обороты двигателя ограничиваются на уровне 900 об/мин. Этого более чем достаточно для старта автопоезда и дает водителю возможность ехать с минимальными оборотами двигателя и нагрузкой на сцепления. На 2/3 загруженный автопоезд на ровной дороге будет трогаться легко. Если водитель по какой-то причине не замечает, что сильно жмет на педаль сцепления, на панели инструментов появляется большая надпись желтого цвета: "сцепление перегружено". Конечно, это слегка рассеивает внимание, но здравый смысл дороже, и если следовать рекомендациям электроники, сцепление будет служить так же долго, как и сам грузовик R-серии.

За рулем — за рублем

       В Седерталье (35 км от Стокгольма) шведская компания повторно анонсировала программу по подготовке и обучению молодых водителей-международников. Как показывает статистика ДТП, именно они чаще всего попадают в аварийные ситуации на скоростных трассах. В общем смысл этой программы сводится к двум вполне понятным нам постулатам: "как можно подробнее все объяснить" и "не пущать". Может, это и правильно, но опыт дальнобойщиков со стажем показывает, что водитель становится настоящим докой в своем деле в основном после того, как несколько раз "попадет в деньги" за пережог топлива, недопробег шин и, чего греха таить, по выплатам за ДТП. Однако надо всегда помнить, что главная задача дальнобойщика — быстро доставить груз с минимальными затратами! За рулем новой R-серии от Scania вам значительно проще будет выполнить упомянутую стратегическую задачу.
       Как это ни покажется парадоксальным, мне не удалось откатать камион с 11-литровым 340-сильным и новым 12-литровым двигателем мощностью 420 л.с. стандарта Euro 4. Напомню, что согласно информации Scania он ос нащен системой EGR (рециркуляция выпускных газов) и использует турбокомпаунд. Не получилось потому, что все машины с этими моторами разобрали коллеги-иностранцы, "ползавшие" на них по небольшому, закрытому для посторонних сканийскому полигону. Новый 420-сильный мотор появится в продаже в Европе только с сентября 2004 г. (в Украине не раньше конца текущего года), так что, возможно, еще успеем познакомиться, и тогда вы сможете прочесть отдельный материал на эту тему. Пока же могу сказать, что на этот мотор Scania возлагает большие надежды. Система непосредственного впрыска с индивидуальными насос-форсунками позволяет использовать гидроуправляемый впрыск вместо прежнего — электромеханического. Электронные системы грузовика "общаются" друг с другом через оптиволоконную шину CAN-bus, что позволяет отказаться от ненадежной электропроводки.
       К изюминкам контрольных приборов новой R-серии от Scania можно отнести тахометр с блуждающей зеленой зоной; на самом деле она имеет три постоянно меняющихся "экономичных" сектора, которые в том или ином случае подсказывают, в каком режиме и на какой передаче нужно осуществлять движение.

Историческая справка №3

       Как и для всякой новаторской идеи, скоростному движению грузовиков требовалась законодательная поддержка. И это произошло в 1972 г.: правительство ФРГ (как самой автомобилизированной страны Европы) ввело в действие обязательное требование о минимальной мощности двигателя тягача в 8 л.с. на тонну полной массы автопоезда. Для тогдашней предельной полной массы автопоездов в 38 т требовались тягачи с двигателями мощностью не менее 304 л.с. В те годы только шведские и немецкие грузовики могли отвечать этим требованиям, при этом и Scania уже производила машины с двигателями большей мощности, чем было необходимо. Так что первым "королем трасс" был тягач Scania 140 (1969 г.в.) с турбонаддувным дизелем, огромной для того времени мощности в 350 л.с. Этот в своем роде рекорд был взят немцами (МВ) лишь через 10 лет — с появлением моторов в 375 л.с. (1979 г.). Эти машины всем хорошо знакомы — они были основой в подвижном составе "Совтрансавто", работавшем "на Западную Европу". Дальше дело пошло быстрее: рубеж в 400 л.с. был преодолен уже в 1983 г. автомобилем Scaniа R142M (420 л.с.), который при правильных настройках имел максимальную скорость свыше 100 км/ч.

       Касательно управляемости дебютантов: она безупречна вне зависимости от скорости движения, количества осей у тягачей и применяемого scaniaмотора. Зато намаловажную роль сыграла новая двух- или четырехбаллонная пневмоподвеска задних осей тягача. Важно и то, что короткоходные педали отличаются исключительной информативностью, а рулевое управление — четкостью и точностью работы. При этом существенное значение имеет длина автопоезда — 24- и 25,5-метровые 60-тонники значительно более устойчивы, чем стандартные автопоезда. Скорее всего это объясняется тем, что 2-звенные длинномеры имеют по 6—7 осей, большинство из которых располагают двускатной ошиновкой. Неплохо себя показала в тест-драйве тормозная система с электронным управлением последнего поколения EBS, объединяющая в своей работе моторный тормоз, ретардер и рабочую систему, включающую дисковые тормоза всех колес.
       Что интересно: невзирая на 60-тонную загрузку 500-сильный мотор с механической КПП на равнинном маршруте вполне справлялся со своими обязанностями. Другой 500-сильный 60-тонник с Opticruise работал на равнине нормально, а на горном маршруте начал медлить с переключением и требовал ручного вмешательства. Но &q uot;задумчивость" полуавтомата не могла испортить впечатление даже от 470-сильного мотора, если он служит силовым агрегатом для автопо езда полной массой не более 44 тонн. Зато с 580-сильным мотором любые коробки работают замечательно, а механика даже позволяет полихачить на 60-тоннике. Но пока, судя по настройкам силовой линии с двигателями мощностью 380 и 420 л.с. (Euro 3), Opticruise лучше заказывать на более мощные машины.

Резюме

scaniaБольшое спасибо руководству компании Scania за возможность познакомиться с новинками ее модельного ряда. Прием был организован на достаточно высоком европейском уровне, а вот тест-драйв (своей продолжительностью и двумя из трех маршрутов) скорее напоминал прогулочную, чем ознакомительную поездку. И все же даже такого короткого теста хватило, чтобы проникнуться уважением к дебютантам.
       Новая R-серия от компании Scania производит весьма благоприятное впечатление. С технической точки зрения автомобили прекрасно сбалансированы, а уровень базового оборудования столь внушителен, что необходимость в дополнительной комплектации практически отпадает. Наружный и внутренний дизайн кабины безукоризнен! Обновленный салон практичен, тих и комфортабелен.
       Что касается силовой линии, то будь я водителем-дальнобойщиком, однозначно предпочел бы комплектацию, включающую 470- или 500-сильный мотор в паре с механической КПП, а также 500- или 580-сильные дизели, работающие через Оптикруиз.

Каталог Vodila.UA