MACK

  • MACK
  • Нью-Йорк/Аллентаун/Плейнфилд/Хейуорд/Макэнги
  • США
  • 1905-

МакCL-613,8x4,1996г. Компания Мак (mack) относится к мировой элите грузового автомобилестроения, к наиболее известным и старейшим автомобильным производителям. Ее корни уходят к 1893 г., когда братья Джек (Jack), Август (August) и Уильям Мак (William Mack) в нью-йоркском пригороде Бруклин начали собирать гужевые повозки.

Впоследствии к ним присоединились братья Джозеф (Joseph) и Чарльз (Charles). В 1901 г. пятеро братьев Мак основали фирму Братья Мак - Мак Бразерс Компани (Mack Brothers Company) и начали сборку небольших автобусов. Дело оказалось весьма прибыльным, и для расширения производства в 1905 г. фирму перевели в Аллентаун, штат Пенсильвания. МакFDM-704,8х4,1993г.Там Август Мак разработал и начал выпускать простые капотные грузовики mack на 1,5-2,0 т груза, за которыми вскоре последовала 5-тонная модель, имевшая коробку передач с шестернями постоянного зацепления. В1905 г. Август Мак изобрел оригинальный пружинный стартер для запуска двигателей. К 1910 г. гамма грузовиков включала легкую 32-сильную серию Юниор (Junior) грузоподъемностью 1~2 т и тяжелую Сеньор (Senior) с полезной нагрузкой до 7,5 т. Внешне автомобили различались соответственно лево- и правосторонним расположением рулевого управления. Во вторую группу входили также 4-тонные грузовики mack с местом водителя над двигателем и характерной тупой формой передка, за что они получили прозвище Бульдог. Это подчеркивала и новая, сохранившаяся до сих пор, торговая марка в виде фигурки бульдога.{mospagebreak}

МакСеньор41,1910г. В 1911 г., когда персонал фирмы составил 700 человек, был приобретен завод шасси и двигателей в Плейнфилде. В то же время братья Мак решили создать небольшой холдинг Интернэшнл Мотор Компани (International Motor Company), сокращенно ИМК (IMC), куда входил американский филиал швейцарской фирмы Заурер (Saurer) и небольшая компания Хьюитт (Hewitt), известная своими грузовиками и талантливыми конструкторами. Дела ИМК шли неплохо, и все три фирмы независимо продолжали собственное производство. Тем не менее, братья оставались неудовлетворенными и постепенно уходили из родной фирмы. Первым в 1912 г. ее покинул Джек Мак, основавший по соседству компанию Маккар (Массаг). Затем ушли Август и Джозеф. МакАВ,1914г.В 1916 г. Уильям (Вилли) Мак основал свою фирму легких грузовиков Макбилт (Mackbilt) и в 20-е гг. последним покинул компанию mack (Мак). Еще в 1913 г. начавшиеся между братьями розни и сильная конкуренция привели mack (Мак) к серьезным финансовым проблемам. На основе ИМК была создана новая корпорация Интернэшнл Мотор Трак Корпорэйшн (International Motor Truck Corporation), однако из-за патентных недоразумений с компанией Интернэшнл Харвестер (International Harvester) в марте 1922 г. ее переименовали в Мак Траке Инкорпорейтед (Mack Trucks Incorporated), где к тому времени уже не работал ни один из братьев Мак. К середине 20-х гг. фирма располагала замкнутым циклом произведетва, включая собственные литейные, инструментальные и деревообрабатывающие цеха, где работало б тыс. человек. Но важнейшим событием стало приглашение на Мак ведущих инженеров с фирмы Хьюитт.

МакАС,1914г. В 1913 г. Эдуард Хьюитт (Edward Hewitt) создал грузовик mack АВ классической компоновки с полезной нагрузкой 1,5-2,5 т, выпускавшийся до 1936 г. Он имел моноблочный 4-цилиндровый 30-сильный двигатель, карданный или цепной привод задних колес с червячной главной передачей, штампованную раму, тормоза на задних колесах с литыми шинами. Впоследствии грузовики АВ получили 2-ступенчатую коническую главную передачу, электрические стартер и освещение, пневматические шины и закрытую кабину. Последние 65-сильные модели АВ грузоподъемностью 3-5 т снабжались карданным приводом и новой цельнометаллической кабиной.{mospagebreak}

МАКАС6,1933г. Самый существенный вклад в развитие компании mack (Мак) внес другой инженер с Хьюитта - Альфред Мейзьюри (Alfred Masury). В 1916 г. он разработал самый известный грузовик фирмы Мак и всего мира - модель АС с неофициальным названием Бульдог (Bulldog), которое оправдывали массивный суживающийся вперед капот, приземистая осанка и широко расставленные колеса, огромные фары и способность работать в самых тяжелых условиях. Модель АС предлагали в нескольких вариантах грузоподъемностью 3,5-7,5 т с колесной базой 3962, 4267 или 4572 мм. Рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л.с. располагался непосредственно над передним мостом, а радиатор -перед местом водителя и охлаждался потоком воздуха от крыльчатки, вмонтированной в маховик. Четырехступенчатая коробка размещалась в средней части шасси в блоке с главной передачей и дифференциалом, от которых двумя боковыми цепями крутящий момент подавался на задние колеса. На использованные в "АС" конструктивные решения было выдано 18 патентов. Среди них: штампованная рама из хромоникеле-вой стали, поршни из серого чугуна и отлитые попарно из легированной стали цилиндры, подвергнутые последующей термообработке; металлические рабочие детали, усиленные методом поверхностного уплотнения; ряд деталей из алюминиевых сплавов. Коленчатый вал и ведущие шестерни цементировали, а балку переднего моста получали свободной ковкой из стальной заготовки. К другим особенностям "АС" следует отнести длинные рессоры с листами небольшой толщины, широкое использование роликовых подшипников, тормоза на задних колесах и на трансмиссионном валу, широкие литые шины С 1923 г. на грузовики АС 6-цилиндровые двигатели мощностью, 97-120 л.с. (модели АН, AJ, AL). С 1932 г. выпускались строительные самосвалы АС6 с 6-цилиндровым 150-сильным мотором. Серия АС известна в многочисленных исполнениях, славившихся прочностью и долговечностью. Без особых технических изменений ее выпускали до 1938 г., изготовив 40299 автомобилей. К заслугам Альфреда Мейзьюри относят также создание эмблемы Мака с орнаментом.

МакCJ,1933г. Первым вариантом грузовика АС в 1927 г. стал облегченный 5-тонный АК с карданным приводом, 70-сильным мотором с алюминиевой головкой блока и двойной главной передачей. С1929 г. выпускались 2- и 3-осные варианты АР грузоподъемностью 7,5-10 т с новым 6-цилиндровым двигателем в 150 л.с. Для 2-осных вариантов применялся карданный привод, 3-осные грузовики 6x2 имели цепной привод среднего моста, но в 1931 г. получили межосевой дифференциал и предлагались с колесной формулой 6x4.

МакFP,1941г. Огромный успех серии АС усыпил руководство компании Мак, которая только в 1928 г. начала производство более совершенных и разнообразных капотных гр узовиков гаммы В. В нее входило большое количество вариантов (от ВВ до ВХ) грузоподъемностью 1~8 т с двигателями мощностью от 57 до 128 л.с., осна щенных 4- или 5-сгупенчатыми коробками передач, главной двойной конической или гипоидной передачей, несколькими размерами колесной базы и двумя типами кабин. В период экономического спада Мак попал в затруднительное положение и заключил соглашение с фирмой РИО (REO) о сбыте под маркой Мак Юниор (Junior или Jr.) ряда моделей легких и средних грузовиков РИО. Так в 1934 г. появились капотные машины Мак Юниор-1М, ЮМ, 20М, ЗОМ и бескапотный ЗОМТ грузоподъемностью 1~3 т. С 1937 г. выпускалась легкая серия 2М, аналогичная модели РИО Спид Деливери (Speed Delivery) и предлагавшаяся в нескольких вариантах грузоподъемностью 500-750 кг. Действие этого договора закончилось в 1938 г.{mospagebreak}

МАКЕН,1937г. Появившаяся в 1933 г. собственная бескапотная серия С ознаменовала отказ фирмы mack (Мак) от устаревших капотных конструкций. Точнее, новые автомобили имели полукапотную компоновку с частично выступающим вперед моторным отсеком. Основными стали модели СН и CJ грузоподъемностью 5,5-7,0 т с моторами мощностью 108 и 117 л.с. соответственно. С1936 г. их новые двигатели стали умещаться под кабиной полностью, а для ремонта их выдвигали вперед по специальным направляющим. В том же году началось изготовление новой серии Е, включавшей более обтекаемые машины разной конструкции и компоновки. В нее входили пикап ED с 6-цилиндровым двигателем Континентал (Continental) в 67 л.с., развозные фургоны вагонного типа ЕВ и ЕС, капотные грузовики ЕН, ЕЕ и EF полной массой 5,5-8,9 т с 6-цилиндровыми двигателями мощностью 70~90 л.с., 5-ступенчатыми основными и 2-сгупенчатыми дополнительными коробками передач, гидроприводом тормозов и одинаковыми кабинами с цельным лобовым стеклом и круглыми крыльями. В 1937-38 гг. серия Е пополнилась более тяжелыми вариантами (от EG до EQ) полной массой до 18 т с двигателями мощностью 78~100 л.с. Беска-потная группа серии Е полной массой 5,5-10,6 т включала практически все базовые машины с дополнительной буквой U в индексе модели, например, EEU, EFU, EGU и т.д.

МакLJ,1950г. С 1937 г. вместо моделей грузовиков mack АС и АР начался выпуск тяжелой капотной серии F с цепной передачей. С1938 г. в нее входили модели FG, FJ, FK и FP полной массой 15,9-22,7 т с моторами мощностью до 117 л.с., также тяжелые 3-осные тягачи "FCSW" и "FC6" для буксировки прицепов массой 30 и 50 т соответственно. На серии "F" более широко использовались дизели Камминс (Cummins) и Буда (Buda). Осенью 1938 г. на Нью-Йоркском автосалоне Мак представил свой первый 6-ци-линдровый 4-тактный дизель ED (8510 см3, 131 л.с.) с непосредственным впрыском и головкой блока системы Панова (Lanova). В 1939 г. в программе Мака появился первый карьерный самосвал - 30-тонный FC (6x4) с 6-цилиндровым бензиновым двигателем (185 л.с.). В 1940 г. была представлена серия L, которую задумали как основу обширного семейства магистральных тягачей и специальных шасси. Сначала она включала грузовики LF, U и LM с новыми 6-цилиндровыми бензиновыми моторами EN и ЕО (119-142 л.с.), атакжедизелями Камминс.

С началом второй мировой войны специализацией фирмы стали тяжелые армейские грузовые автомобили и тягачи: 5-тонные грузовики ЕН с 6-цилиндровым бензиновым двигателем в 110 л.с., полноприводные 159-сильные бортовые машины NM и NO (6x6) грузоподъемностью 6,0"7,5 т, та нковозы NR и ЕХВХ (6x4) грузоподъемностью 10-18 т с собственным дизелем (123-131 л.с.). В общей сложности в годы войны Мак изготовил 26 тыс. военных грузовиков, а также пожарные автомобили, с амолеты-торпедоносцы и трансмиссии для танков.

МакR-600ST,1965г. Во второй половине 40-х гг. Мак держался за прежние разработки, выпуская довоенные модели и начав долгий поиск собственного стиля. Первая новая серия А появилась только в 1950 г. и через год предлагалась в капотных вариантах от А-20 до А-50 полной массой 7,7~20,4 т с бензиновыми 6-цилиндровыми нижнеклапанными двигателями Магнадайн (Magnadyne) и верхнеклапанными Термодайн (Thermo-dyne) мощностью до 160 л.с. На тяжелых моделях А-51Т, А-54Т (4x2) и A-54S (6x4) применялся новый дизель END-510 с головкой блока Панова.{mospagebreak}

МакDM-686SX,1972г. Эти автомобили не имели высокого спроса, поэтому грузовиками, спасшими в то время Мак от банкротства, считаются грузовики mack последней предвоенной серии L. С 1947 г. к прежним моделям добавились тяжелые грузовики LV и LY, а также магистральные седельные тягачи LFT, LFSW и LTSW (6x4) с новым 160-сильным мотором Термодайн, 5- или 10-ступенчатыми коробками передач. Модель LMSW-M представляла собой внедорожный самосвал или седельный тягач для 45-тонного автопоезда. Трехосный тягач LRSW снабжался сверхнадежным приводом задних ведущих колес Плейнидрайв (Planidrive), состоявшим из набора роликовых цепей, и мог работать в составе автопоезда полной массой 85 т. На его базе выпускался 34-тонный карьерный самосвал LRVSW.

МакАР,6x2,1929г. Ситуация заметно улучшилась весной 1953 г. с появлением капотной серии В с обтекаемой цельнометаллической кабиной и оперением. Первыми стали в 1953~54 гг. модели В-20 и В-30 полной массой 7,7-9,5 т с двигателем Магна-дайн, 5- или 10-ступенчатыми коробками передач. Но наибольшее распространение получил седельный тягач В-42. В1956 г. появился самый легкий грузовик mack - пикап В-10, а за ним последовало сменившее серию L разнообразное и весьма удачное семейство средних и тяжелых 2- и 3-осных грузовиков и седельных тягачей (модели от В-53 до В-773) полной массой до 28 т. С этой гаммы Мак перешел на преимущественное использование дизельных двигателей (до 75%) и многоступенчатых коробок Триплекс (Triplex) и Куадраплекс (Quadra-plex) с числом передач 15 и 20. За 13 лет изготовили 127 тыс. автомобилей серии В.

МакDMM-6006EX,8x4,1988г. В 50-е и в начале 60-х гг. фирма выпускала небольшими партиями достаточно много автомобилей поисковых конструкций, но в основном работы касались поисков наиболее оптимальной конструкции магистрального бескапотного тягача. Первым в 1953 г. появился тягач серии "Н" (6x4), предлагавшийся в течение 13 следующих лет с разными вариантами кабин. С 1962 г. наибольший успех имела серия F с дизелями Термодайн и Эконодайн (Есо-nodyne) мощностью 180-375 л.с., 10-ступенчатой коробкой, новой вместительной кабиной со спальным блоком длиной 1780 мм. Их выпускали до 1982 г.

МакRD-800SX,1989г. В 1965 г. развитием серии В стала многофункциональная гамма R с более строгими формами и откидными стекло-пластиковыми капотом и крыльями. Б азовыми стали 2- и 3-ос-ные шасси и тягачи RD, RL, RM и RS в вариантах 400, 600 и 700 (140-255 л.с.) с агрегатами разных фирм. В 1966 г. для них был создан так называемый дизель постоянной мощности Максидайн (Maxidyne), развивавший 206-237 л.с. в диапазоне .1200-2100 об/мин. С1966 г. производство этой гаммы началось на новом заводе в Хейуорде, штат Калифорния. С таких автомобилей начинали свою деятельность филиалы Мака в Австралии и Новой Зеландии. Вариантами серии R в конце 60-х гг. стали шасси DM для самосвалов и бетоно-смесителей, предлагавшихся в базовых вариантах 600 и 686 (6x4) с агрегатами разных фирм. Их собирали на заводе в Макэнги, штат Пенсильвания. К 60-70-м гг. относится также производство нехарактерных для Мака 2-осных карьерных самосвалов серии М грузоподъемностью 15~65 т с разными дизелями мощностью до 600 л.с., а также недолгое увлечение 35-тонными строительными землевозами Мак-Пэк (Mack-Pack) 4x4 с задним расположением силового агрегата мощностью 450-475 л.с., шарнирно-сочлененнои рамой и донной разгрузкой.{mospagebreak}

МакLE-603,6x4,1996г. В 1975 г., используя опыт создания серий F и FL, был построен новый бескапотный тягач Круизлайнер (Cruiseliner) с кабиной длиной 1400-2300 мм и одним из 31 двигателя - от 6-цилиндрового Мак (235 л.с.) до Детройт Дизель V8 (525 л.с.), включая новый вариант мотора Максидайн (325 л.с.). В 1977 г. фирма построила свой самый престижный капотный магистральный тягач RW Суперлайнер (Superliner) 6x4 с угловатыми классическими формами и огромной квадратной хромированной решеткой радиатора, дизелями мощностью 175- 550 л.с. и полуавтоматической 6-ступенчагой коробкой передач. С 1985 г. в течение девяти лет его предлагали во втором поколении RW II с новым спальным отсеком. Двумя годами ранее прежний Круизлайнер был заменен еще более импозантным бескапотным тягачом МН Ультралайнер (Ultraliner) с моторами мощностью до 525 л.с., остававшимся в производстве до 1994 г. В1975 г. в программе появился первый самоходный бетоносмеситель МММ (8x6) с передней разгрузкой. Между тем, к середине 70-х гг. у фирмы Мак начались серьезные финансовые затруднения. В результате в 1979 г. французская фирма Рено (Renault) выкупила 20 % ее акций, и вскоре в США под маркой Мак начался выпуск французских средних грузовиков Мидлайнер (Midliner), а в Австралии - машин Рено G290. Автомобили получили дизели Рено (175-210 л.с.), коробки передач Спайсер (Spicer) и мосты Итон (Eaton).

МакRWIIСуперлайнер(слева)иМН600Ультралайнер,1985г. Дальнейшее обострение кризиса привело к прекращению в 1984 г. производства тягачей. В то время казалось, что Мак решил посвятить себя совершенствованию единственной серии строительных шасси DM, выпуская на заводах в США и Канаде их многочисленные варианты для бетоносмесителей: DM-600 и DM-800 (4x2/6x4/8x4), DMM-6006S (6x6), DMM-6006ЕХ (8x4/12x6) полной массой 15,8-42,2 т. Они комплектовались 17 различными дизелями мощностью 237-450 л.с., в том числе новым мотором Мак Е9 V8 (400-500 л.с.) с электронным управлением, а также 6-ступенчатой коробкой передач Макситорк (Maxitorque) или 13-ступенчатой Фуллер (Fuller). Из тяжелых машин в производстве оставались также самосвалы базовых серий RD600/ 690, RD800/890 и тягачи RB600/690 полной массой 15,0-46,7 т с моторами в 253~507 л.с. и коробками с числом передач 5-18. В 1986 г. общий объем выпуска сократился до 22,5 тыс. машин.

МакСН-613,1990г. В 1990 г. компания mack(Мак) превратилась в американский фили ал Рено и смогла развернуть выпуск разработанных в 1988 г. обтекаемых грузовиков и магистральных тягачей СН и CL моделей от 602 до 713 (4x2/6x4) с двигателями мощностью 278-507 л.с., вместительными и комфортабельными бытовыми салонами, среди которых выделялся вариант Милленниум (Millennium) высотой 2240 мм. Полная масса автомобилей серии CH/CL составляла 15,8-38,6 т, в составе автопоезда - до 127 т. С 1996 г. на моделях появилась программируемая комплексная электронная контрольно-диагностическая система V-MAC второго поколения, а с 1998 г. - V-MAC III третьего. К концу XX века в программу Мака входили также простые развозные грузовики -бескапотные Мидлайнер серии MS (бывшие Рено) и их капотные версии CS грузоподъемноаью до 7,5 т; специальные многоосные шасси FDM-703/704 с 1-местной кабиной, МакMR-600,8x4,1994г.подкатными и подъемными осями для бетоносмесителей большой емкости; низкорамные шасси MR-600/690 и LE-603/613 с бескапотной кабиной для монтажа строительного оборудования и мусоровозов. Они имеют колесную формулу от 4x2 до 12x8 и полную массу до 35,4 т, двигатели мощностью 253-355 л.с., механические многоступенчатые или автоматические коробки передач. С 1999 г. выпускается новый магистральный тягач Вижн (Vision) в 2- и 3-осных исполнениях СХ602 и СХ603 полной массой 15,9~23,6 т с еще более обтекаемыми формами, интегрированными спальными отсеками длиной до 2030 мм на пневматической подвеске. Он оснащен новым 6-цилиндровым 12-литровым дизелем Мак Е-Тэк (E-Tech) с турбонаддувом и электронным управлением мощностью 304~466 л.с., несколькими типами коробок с числом ступеней 9-18, антиблокировочной, противобуксовочной и телекоммуникационной системами, бортовым компьютером, надувными подушками безопасности и полноповоротным сиденьем водителя. В 1998 г. на всех североамериканских заводах Мак было изготовлено 28340 автомобилей.

Каталог Vodila.UA